АЛФАВИ́Т МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ - последовательность букв, используемых для обозначения звуков разл. высоты. Впервые применен в Др. Греции ок. 3 в. до н. э. В Европе в период раннего ср.-вековья буквы лат. алфавита постепенно вытеснили из практики обозначения звуков греч. буквы. Со временем число букв в А. м. свелось к 7 нач. буквам лат. алфавита (по числу 7 тонов диатонич. звукоряда). Наряду с ними существуют слоговые, введенные в практику в нач. 11 в. итал. музыкантом Гвидо д’Ареццо. Россия познакомилась с обеими системами в 17 в., в период перехода от знаменной нотации к линейной, причем слоговые обозначения были переведены на кириллицу и закрепились в музыкантской практике (прежде всего в обучении), а буквенные остались латинскими и применялись преим. в теории. Соотношение букв. и слоговых назв. звуков: А - ля, В - си бемоль (в англояз. странах - си), С (произносится "це") - до, D - ре, Е ("э") - ми, F - фа, G ("гэ") - соль, Н ("ха") - си. Добавление к лат. букве окончания is равнозначно добавлению к слоговому назв. слова "диез", напр., Cis - до диез., а добавление к лат. букве окончания es (к гласной - s) - слову "бемоль", напр. Des - pe бемоль, As - ля бемоль (последнее не применяется только к звуку си бемоль, обозначаемому по традиции буквой В). Назв. тональностей в А. м. включают букв. обозначение осн. тона и лат. наименование лада: Dur (мажор) и moll (минор), причем назв. мажорной тональности пишется с прописной, а минорной - со строчной буквы. Напр., Ais-Dur ("аис дур") - ля диез мажор, Es-moll ("эс моль") - ми бемоль минор. Различие в букв. обозначении звука си в англояз. и неанглояз. странах нередко рождает путаницу, что вынуждает прибегнуть к доп. обозначению опуса. А. м. применяется также при указании строя инструментов, напр., валторна in F ("ин эф", т. е. валторна в строе фа). Примеры употребления А. м., в рус. поэзии: "На флейте я твержу дуэт А-moll’ный" (Грибоедов. Горе от ума), "Твой брат С-moll’ную сонату / Наигрывает за стеной" (А. Белый. Э. К. Метнеру), "Лепные хоры и верхи / Оштукатурены це-дуром" (Пастернак. "Высокая болезнь").
В связи с распространением электрон. инструментов, связаных между собой единым "языком", принята единая, сквозная нумерация октав, начинающаяся с 0 (нуля). Функционируют 2 системы таких обозначений: 1-я включает в себя весь слышимый диапазон частот в 10 октав; во 2-й, б. распространенной, кол-во октав совпадает с суммарным диапазоном муз. инструментов и октавы обозначаются последоват. нумерацией от баса вверх. Диапазон фп. клавиатуры для электронного инструмента соответствует А0 (ля субконтроктавы) - С8 (до пятой октавы). Центральное "до" 1-й октавы обозначается как С; буквой В, в соответствии с англояз. традицией, обозначается си бекар.
Лит.: Грубер Р. И. История муз. культуры Т. 1. Ч. 2. М.; Л., 1941.